ВОРОНЕЖ И ОБЛАСТЬ | ЭКОНОМИКА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Воронежская область впервые за новейшую историю заняла первое место среди всех регионов РФ по показателю индекса промпроизводсва, который составил 129,4 % в 2012 году.

Воронежская область — абсолютный лидер в общероссийском рейтинге по трудоустройству незанятых граждан: 77,8 %, а по трудоустройству инвалидов Воронежская область занимает первое место в ЦФО.
Уровень регистрируемой безработицы 1 %.

По темпам прироста ВРП Воронежская область впервые за более чем 20 лет вошла в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов России. налоговые отчисления в федеральный бюджет областью в 2013 году составили 102 млрд рублей.

Природные ресурсы


Основным по значению ресурсом области являются обыкновенные, а также мощные и тучные чернозёмы, занимающие основную часть территории региона.

Полезные ископаемые


Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена месторождениями нерудного сырья, в основном строительными материалами (пески, глины, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник) особенно в западных и южных районах региона. На территории Семилукского, Хохольского и Нижнедевицкого районов области имеются запасы фосфоритов. Область обладает практически неограниченными запасами мела. В Воронежской области имеются существенные запасы никеля, меди и платины, разработкой месторождений которых намеревается заняться «УГМК» в 2012 году.

Промышленность


По структуре хозяйства Воронежская область индустриально-аграрная. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. На них приходится 4/5 общего объёма выпускаемой промышленной продукции. Отраслью специализации региона является пищевая промышленность (27 %), второе место занимают машиностроение и металлообработка (23 %), третье место — электроэнергетика (18 %).

Промышленность области специализируется на производстве станков, металлических мостовых конструкций, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники, пассажирских самолетов-аэробусов, синтетического каучука и шин, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.

На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области работает ряд предприятий], наиболее крупными из которых являются ОАО «Павловскгранит», ОАО «Воронежское рудоуправление», Семилукский и Воронежский комбинаты стройматериалов, ОАО «Подгоренский цементник», ЗАО «Копанищенский комбинат стройматериалов», «Журавский охровый завод» и другие. В области идёт освоение минеральных подземных вод.

Транспорт


По территории Воронежской области проходят:

федеральная автомагистраль E 115—М4 «Москва—Новороссийск»;
федеральная автомагистраль E 119—М6 «Москва—Астрахань»;
автомагистраль E 38—А144 «Курск—Саратов»;
трасса Р193 «Воронеж—Тамбов»;
трасса Р194 «Воронеж—Луганск».
трасса Р185 «Белгород—Россошь».
трасса Р196 «Р194 — Подгорное—М4».

В Воронежской области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Юго-Восточной железной дороге.

Основные магистрали пролегают в меридиональном от станции Графская до станции Гартмашевка (центр — юг) и в широтном от станции Засимовка до станции Кардаил (Харьков — Пенза) направлениях и пересекаются на станции Лиски. Это двухпутные электрифицированные дороги, к ним примыкают однопутные, в большинстве своём неэлектрифицированные, ветви (Графская — Рамонь, Графская — Анна, Колодезная — Нововоронежская, Россошь — Ольховатка; Таловая — Бутурлиновка — Калач, Павловск-Воронежский).

Также по территории региона проходят магистральные однопутные линии на тепловозной тяге: это направления Воронеж — Курск от станции Отрожка до станции Нижнедевицк (с ветвью Ведуга — Хохольская) и Грязи — Волгоград от станции Терновка до станции Дуплятка, а также небольшая часть ветви Оборона — Эртиль.

Общая протяжённость железнодорожных линий в области — более 1100 км.

Крупнейшие станции — Лиски, Россошь, Поворино, Отрожка, Воронеж-Курский, Придача, Воронеж-1, Таловая, Подклетное. Основные железнодорожные узлы — Лискинский, Поворинский и Воронежский. Локомотивные депо — Воронеж-Курский (магистральные грузовые тепловозы 2ТЭ116 и маневровые ЧМЭ3), Отрожка (электропоезда ЭД9М,ЭД9Т и дизель-поезда РА2 и ДТ116,мотрисы АЧ2), Лиски (грузовые электровозы ВЛ80 разных индексов), Россошь (пассажирские электровозы ЧС4Т и ЭП1М).

Сельское хозяйство


Воронежская область — крупный поставщик сельскохозяйственной продукции: она производит зерно (в основном пшеницу), сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. Впервые в истории земледелия области в 2011 году получены рекордные урожаи: сахарной свеклы (фабричной) — 6 млн. 992 тыс. тонн (в 3,9 раза больше уровня 2010 года)[20] и подсолнечника — 1 млн. 002 тыс.тонн (в 2,4 раза больше чем в 2010 году)[источник не указан 736 дней]. В целом профиль сельского хозяйства — свекловичный с посевами подсолнечника и зерновых культур, молочно-мясным скотоводством, свиноводством и овцеводством. Среднедушевой коэффициент по производству крупы — 2,4 (данные 2002 года).

Производство мяса в Воронежской области Животноводы Воронежской области в 2013 году произвели 372,2 тыс. тонн мяса, что на 12,8 % больше, чем в 2012 году].

Производство молока в Воронежской области Производство молока в 2013 году, возросло на 1,8 % — до 755,7 тыс. тонн.

Специализация городов


В состав Воронежской городской агломерации входят города Нововоронеж, Семилуки (завод огнеупоров), поселок городского типа Рамонь (туризм).

Борисоглебск (66,3 тыс. жителей) — второй по величине город области. Его промышленность специализируется на производстве химического оборудования и переработке сельскохозяйственной продукции. Имеется крупное производство чулочно-трикотажных изделий.

Россошь (64,1 тыс. жителей) известна производством химических удобрений, электроаппаратуры, переработкой сельскохозяйственной продукции.