ПЕТРОВ

Петров Николай Филиппович
13.01.1866 – 24.02.1831 гг.



Петров Николай Филиппович и его супруга


Петров Николай Филиппович - землевладелец, потомственный почётный гражданин (26.09.1870). Гласный Воронежской городской Думы (1909 – 1917). Владел землями в с. 1-Михайловка Бобровского уезда Воронежской губернии, ныне на территории Прогрессовского сельского поселения Панинского района Воронежской области. В имении Михайловка существовал завод по разведению рысистой породы лошадей. Совладелец магазина и гостиницы в Воронеже. Имел дачу в районе современного Ботанического сада им. Б.М. Козо-Полянского.
Жена: Огурцова Валентина Николаевна
Сын: Вадим Николаевич Петров
Дочери:
Инна Николаевна (24.08.1910 – ?). Замужем с 03.08.1929 г. за Фёдором Ильичом Филатовым
Галина Николаевна
Отец: Филипп Александрович Петров (09.01.1840 – 19.10.1905), потомственный почётный гражданин (26.09.1870). Учредитель торгового дома «Ф.А. Петров с сыновьями», наследник магазина, владелец гостиницы «Петербург». Владел 2801 десятинами земли у с. Михайловка Бобровского уезда и 3929 десятинами у сл. Петровка Павловского уезда Воронежской губернии, частным заводом по разведению рысистой породы лошадей (с. Михайловка). В 1878 году завод насчитывал 11 жеребцов и 43 матки.
Мать: Елизавета Ивановна Криворотова, дочь елецкого купца 1-й гильдии Ивана Матвеевича Криворотова и Александры Николаевны.
Братья:
Александр Филиппович Петров (03.02.1861 – после 1917), потомственный почётный гражданин. Гласный Воронежской городской Думы (1887 – 1899, 1909 – 1913). Член совета коммерческого банка в Воронеже. Совладелец (совместно с братом) магазина и гостиницы. Владелец чугунолитейного завода (в 1910-х годах). Имел дом в г. Воронеж (в настоящее время ул. Фридриха Энгельса, д. 19). Охраняется как памятник архитектуры
Иван Филиппович Петров (25.10.1867 – ?)
Сестра: Лидия Филипповна (21.04.1862 – ?)
Дед (по линии отца): Александр Иванович Петров (20.11.1811 – 06.08.1874), общественный деятель, благотворитель, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин (26.09.1870). Городской староста в Воронеже (с 1855 года), городской голова Воронежа (1863 – 1866), гласный Воронежской городской Думы (1871 – 1874). Владелец крупнейшего бакалейного магазина в торговом центре Воронежа. Староста Ильинской церкви (с 1846 года), директор Воронежского тюремного комитета (с 1857 года). Попечитель Воронежской арестантской полуроты (с 1856 года), казначей Александринского детского приюта (с 1863 года), блюститель и попечитель Воронежской Духовной семинарии (1864 – 1867), строитель-попечитель церкви Взыскания погибших в Воронеже (с 1868 года).
Бабушка (по линии отца): Александра Петровна Бухонова (03.04.1823 – ?), дочь чижевского однодворца Петра Васильевича Бухонова и Веры Ивановны.


-----------------------------------------------------------------------------------------------


Благодаря Сергею Геншафту - правнуку Николая Филипповича Петрова удалось выяснить место его захоронения.
Это бывшее Вознесенское (Чугуновское) кладбище. В настоящее время на территории погоста расположен Дворец спорта «Юбилейный».
От старинного кладбища сохранился лишь входной пилон ограды.


Петров Николай Филиппович это последний барин 1- Михайловки, купец, по размаху своей деятельности и по своим замыслам оправдывал свою фамилию - был действительно как царь Пётр I. Народ так и звал его – хозяин Петров Николай Филиппович.

Петров был купцом – миллионером. И даже крупная торговля, которую он имел совместно с братом в Воронеже, его не удовлетворяла. Петров решает часть огромного капитала вложить в сельскохозяйственное производство. Кроме 1- Михайловки, он приобретает несколько имений в других губерниях.

Новый хозяин отказался от сдачи земли в аренду и ввёл наёмный труд с денежной оплатой. Провёл ряд мероприятий по улучшению агротехники. Завёл многопольный севооборот, проявил заботу об унавоживании парового клина, завёз высокоурожайные сорта зерновых культур: ржи, овса, проса, пшеницы. А главное стал применять сельхозмашины, которые закупал в Америке. Появились в имении плуги с отвальными лемехами, сеялки, жатки, сноповязалки, паровые молотилки, зерноочистительные машины.

Помещики по соседству, которые вели хозяйство полукрепостническим способом, только злорадствовали: «Прогорит ваш хозяин, разориться». Но не таков был Петров.

Вот характерный эпизод:
После революции 1905 года привёз купец из Америки паровой трактор - чудо-юдо для здешних крестьян. «Пахаря привёз», -гордился барин. Правда, пахарем американский агрегат оказался никудышным. Это была громоздкая машина, похожая на паровоз. Позади себя, помимо плуга, она вынуждена тащить на особых тележках воду и топливо. А огромные колёса шириной в метр оставляли после себя в посевах широкие утрамбованные колеи. По сути дела, трактор этот не пахал, а прокладывал дороги. «Вот подлецы,- ругал американцев Петров, - всучили мне чёртову машину. Ну, ничего, если не пахать, так молотить зерно её заставлю».

Не меньшее внимание Петров уделял племенному хозяйству. До него в имении, а тем более у мужиков, скот был низкопродуктивным, захудалым. Появились коровы симментальской, овцы - романовской, свиньи – белой английской, лошади - орловской и владимирской пород. Такого скота в наших краях ещё не существовало. Техника техникой, а в производстве решают люди, овладевшие разными специальностями. Петров стал думать о квалификации рабочих, которые смогли бы управлять всей этой техникой, и умело ухаживать за скотом.

Первое время специалистами в имении работали наёмные американцы. Этот надменный народ, держались аристократически. Хозяин жаловался, что иностранцы дорого ему обходятся, и приходится выплачивать высокую зарплату, притом золотом. « Свои- то люди сплошь неграмотные, разве могут управлять машинами», - думал он. Нужна школа, обязательно нужна. Считали, что Петров, делая огромные затраты, с машинами прогорит, но этого не случилось. В короткий срок имение стало серьёзным конкурентом среди помещичьих хозяйств, где существовали полукрепостные способы производства.

Имение Петрова стало приносить хозяину огромные барыши. Уже перед первой мировой войной 1914 года оно превратилось в крупное товарное производство сельскохозяйственных продуктов.

Перед первой мировой войной легковые машины не часто можно встретить. Они только что появились, да и не каждый состоятельный человек мог позволить себе обзаводиться дорогостоящей, редкостной вещью. Петров же купил в Америке легковой автомобиль модели «Форд». Говорят, уж очень дорого заплатил – 40 тысяч золотом. Сравните с теперешними ценами.

Разъезжая на своей «чёртовой» коляске (так народ окрестил автомобиль), вызывал страх и любопытство. Когда машина мчалась по селу, жители выскакивали из хат и долго смотрели ей в след, кто с ругательством, кто с восторгом. Старухи – те всегда осеняли себя крестной силой, считая, что в этом железном чудище сидит нечистая сила, которая крутит колёса. Машина немало принесла неприятностей. Очень пугала лошадей, которые при встрече ошалели, шарахались в сторону, ломая упряжь, оставляя седока лежать на дороге с разбитым носом. А машина, поднимая длинный шлейф пыли, тарахтя мотором, удалялась. В след ей неслись ругательства потерпевшего.

Петров имел далеко идущие замыслы. Задумано строительство винокуренного завода. Начал уже завозить к нему оборудование. Паровой котёл всё ещё при Советской власти долгое время ржавел, валялся под горой, пока не отвезли в утиль. Планам капиталиста не было суждено осуществиться: грянула Октябрьская социалистическая революция, которая смела всех капиталистов, расчистив почву для нового строя, строя социалистического. А всё богатство принадлежавшее эксплуататорам, стало достоянием народа.

На месте имения Петрова возник совхоз «Прогресс» в 1918 году.