ПАНИНСКИЙ РАЙОН | ЭТАЛОННЫЕ ЧЕРНОЗЕМЫ ПАНИНСКОГО РАЙОНА

НЕМНОГО ИСТОРИИ:
Как воронежский чернозем в Париже побывал и что с ним там стало?


Для России давно уже стало традицией гордиться своими сырьевыми ресурсами. Тем, что есть, что не только ум и руки человека сделали, но и природа. В более широком смысле — гордиться возможностями, а не свершениями.

Ярчайшее тому свидетельство — привезенный в 1889 году в Париж на Всемирную выставку в коллекции русских почв огромный монолит воронежского чернозема.

Эта выставка — одна из многих великих выставок XIX века. Ее символом была Эйфелева башня — как олицетворение технических достижений всего столетия. Здание было построено именно для Всемирной выставки 1889 года в Париже, то есть имело чёткое функциональное предназначение. Башня была создана как парадный вход на выставку. Парижская выставка была триумфом Томаса Эдисона.


Вообще же выставка ставила перед собой цель показать свершения во всех отраслях деятельности людей.

Как отмечал путеводитель по выставке: «Выставка показывает нам, как в 1889 году человек питается, одевается, живет и украшает себя; она показывает, какими научными средствами он научился удовлетворять всем своим потребностям».

«Тут ничто не осталось оставленным и забытым, — раскрывал тезисы путеводителя В. В. Стасов. — …Начиная от воспитания дитяти и до колоссальнейших и тончайших аппаратов техники, от люльки младенца и от цепей, колодок и горячечных рубах, употребляемых в сумасшедшем доме и тюрьме, — и до высоких созданий творческих искусств, от грубых плетенок и вырезок дикаря и до деликатнейших и изящнейших утончений цивилизации».


Всемирная выставка достижений техники и науки 1889 года

А вот как описал Стасов русский отдел: «Еще никогда, ни на одной всемирной выставке Россия не играла такой жалкой роли, как нынче… И по художеству и по промышленности Россия потерпела нынче такой провал, какого еще не терпела. Она, можно сказать, словно совсем не присутствовала на Всемирной выставке, так мизерны были ее картины, так ничтожны ее наиважнейшие и оригинальнейшие производства, золотые и серебряные вещи, ее парчи и штофы, ее мозаики, ее разнообразные, столько оригинальные кустарные промыслы, материи, кружева, деревянные, берестяные и иные изделия».

Среди немногих позиций, вызвавших восторг и изумление публики в русском отделе, отмечались лишь, во-первых, русские концерты, во-вторых, использованные для освещения Парижа свечи Яблочкова («русский свет», которым восхищались европейцы еще на Парижской выставке 1878 года) и, в-третьих, конечно, коллекция почв, которую по просьбе Международного комитета выставки прислал основатель науки почвоведения В. В. Докучаев.


Русский отдел на Всемирной выставке достижений науки и техники 1889 года в Париже

Отделу русских почв была присуждена золотая медаль, Докучаева наградили орденом «За заслуги по земледелию». Воображение посетителей поражал монолит чернозема, взятый на территории, ныне составляющей Панинский район Воронежской области. Содержавший в себе около 11% гумуса, панинский чернозем произвел на выставке настоящий фурор. Затмив такие изобретения, как телефон и только что построенную Эйфелеву башню, русский чернозем был признан европейцами эталоном плодородия почв — «черным бриллиантом» из России.

По данным областного центра агрохимической службы, только в четырёх районах области – Панинском, Новоусманском, Верхнехавском и Эртильском –почвы содержат больше 7% гумуса. В южных районах этот показатель опускается ниже 4%. В среднем в почвах области сегодня 5,7% органического вещества.

Кстати, по некоторым сведениям неподалеку от поселка Михайловский и был вырезан из панинской земли легендарный монолит чернозёма (объёмом более 8 кубометров), который в качестве главного экспоната докучаевской коллекции российских почв был отправлен в Париж на Всемирную выставку достижений науки и техники 1889 года в Париже.

Это был огромный куб, каждая грань которого равнялась сажени. Восемь с лишком кубометров — только представьте себе!

Докучаев для характеристики этих плодороднейших почв нашел такие слова: «чернозем… для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем — вековечное неистощимое русское богатство!»

После закрытия Всемирной выставки французский Национальный музей, университет в Сорбонне, другие институты и научные общества Франции просили разрезать монолит русского чернозёма на части и раздать как научное пособие и свидетельство «безмерного почвенного богатства России и всего человечества». Однако было принято решение сохранить уникальный монолит целиком и передать его музею университета в Сорбонне. Там шестьдесят семь лет спустя и окончил он свое существование. Случилось это во время студенческих волнений, известных как молодежная революция 1968 года. В ходе сражения студентов и полиции в здании университета Сорбонны и в помещениях его музее легендарный куб воронежского чернозема был разрушен.
Обломки куба сохранены, самый большой кусок имеет размеры 60×40×25−30 см. Хранятся останки монолита сейчас в Национальном агрономическом институте Франции.

Вот такая судьба уготована была этому уникальному экспонату. А россияне тем воронежским черноземом по-прежнему гордятся.

С той поры чернозём стал главным брендом Панинского района. И в 2013 году в Панино состоялось открытие одного из самых необычных памятников человечества — памятника русскому чернозёму.


Памятник русскому чернозему в Панино

А через 5 лет в окрестностях Панино в селе Отрада был открыт музей почвенного разреза, где воочию можно увидеть царя почв – Чернозем.
Стараниями панинских почвоведов прозрачная крыша накрыла разрез черноземной почвы глубиной около 180 сантиметров, величина гумусного слоя которого в разных местах разреза составила от 102 до 110 сантиметров. Это дало повод ученым-почвоведам ВГУ, измерившим величину гумусного слоя, назвать Панино столицей российского чернозёма.


Музей «Почвенный разрез» в селе Отрада Панинского района